Уважаемые читатели! В рамках Недели культуры Оренбургской области городская модельная библиотека № 1-филиал МБУК «Библиотечная система Сорочинского городского округа» представляет вашему вниманию виртуальный альбом «В объективе – культура». Авторы материала в видео-формате представляют зрителям рассказ о людях Сорочинского городского округа, чья жизнь тесным образом связана с многоплановой деятельностью, именуемой коротким, но очень ёмким словом «культура». Культура – понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности (Википедия). Культура любой страны тесным образом связана с народными традициями, которые содержат память о значительных событиях прошлого, отражают житейскую мудрость, рассказывают о социальных отношениях между людьми. Россия – страна, имеющая богатую историю и обладающая огромным культурным опытом. Предлагаем вам познакомиться с некоторыми интересными фактами, связанными с бытом и старинными традициями «шестой части земли с названьем кратким «Русь», которые в Год культурного наследия народов России, будут совсем не лишними. Термин «Россия», заменивший слово «Русь», активно стал употребляться с XVI века; австрийский дипломат XVII столетия Сигизмунд Герберштейн в «Записках о Московских делах» писал, что издавна русских называли «Россея» - «то есть народом рассеянным или разбросанным, потому что Россея, на языке руссов, значит рассеяние». А вот по мнению русского историка Георгия Владимировича Вернадского, корни слова «русский» восходят к иранскому слову «рухс» и означают «светлый, белый»; до сих определённый цвет волос в России называют «русый». Первые фамилии у русских появились в XIII веке, а мода на них пришла из Великого княжества Литовского. В старинные времена мужчин на Руси встречали не по одёжке, а по бороде: люди с редкой растительностью на щеках признавались больными и они, как правило, оставались в бобылях. Русская народная зимняя обувь – валенки – имела разные названия, связанные с географией: в Нижнем Новгороде их называли «чёсанками» и «катанками», в Тамбовской и Тверской областях – «валенцами», в Сибири – «пимами». Валенки из козьей шерсти ласково именовали «волнушечками» и «выходками», в из овечьей – «катанками». Особое место в жизни русских женщин занимала повивальная бабка, которая оставалась рядом с молодой матерью ровно 40 дней, помогая купать, лечить и вить ребёнка. Витьём в те времена называлось пеленание. В каждой русской избе у входной двери стояла «нищая лавка», на которую мог сесть нищий или любой другой непрошеный гость, который, как известно, был тогда «хуже татарина». В 1698 году в России впервые появились семечки, которые сюда из Голландии привёз Пётр I. Красивые цветы подсолнечника сразу же полюбились русским людям, но долгое время их выращивали только в качестве декоративного растения и только в 1829 году крестьянин Даниил Бокарев из села Алексеевка Воронежской губернии на самодельное прессе получил первое в России подсолнечное масло, ставшее настоящим гастрономическим открытием. Через 4 года в Алексеевке был открыт первый в России маслобойный завод, который, кстати сказать, работает до сих пор и производит масло «Слобода». Теперь уже никто точно не скажет, когда в России появились привычка щёлкать семечки, но доподлинно известно, что вплоть до Октябрьской революции 1917 года это занятие было очень любимо в сельской местности, а затем пришло и в город. Однако, следует добавить, что эта привычка считалась исключительно маргинальной: аристократию и интеллигенцию данный вид развлечения приводил в бешенство. Вот как об этом явлении писал в своём рассказе «Столица в блокноте» Михаил Булгаков: «Для меня означенный рай наступит в то самое мгновение, как в Москве исчезнут семечки…». Наверное, именно семечки, до сих пор остающиеся распространённой забавой, наглядно показывают, как некоторые старинные народные традиции переживают века, а любовь к ним передаётся от поколения к поколению. А вот когда, где и как их щёлкать – это, кстати, тоже вопрос культуры…
Лики культуры: виртуальный альбом (городская библиотека № 1) |