23 июня 2024 года центральная модельная библиотека им.А.Фадеева приняла участие в муниципальном празднике «Играй, гармонь, на сорочинской земле». В рамках мероприятия состоялась презентация книжно-иллюстративной выставки «Звенит гармонь – поёт Россия», в ходе которой библиотекари представили вниманию слушателей краткий рассказ об истории российской музыкальной культуры, поведали о традиционных народных инструментах и песенных жанрах России. Участники мероприятия приняли участие в фольклорной игре на знание «музыкальных» пословиц и поговорок, ответили на вопросы викторины, посвящённой русским народным сказкам. Все любители художественной литературы, приняв участие в буккросинге, получили в подарок от библиотекарей детективы и мелодрамы, военные приключения, любовные и шпионские романы, представленные в различных изданиях. В рамках мероприятия читателям были представлены материалы книжно-иллюстративной выставки, рассказывающие об истории российской народной культуры и музыкальном фольклоре. Выставка включала научно-популярные издания, повествующие о различных песенных жанрах и народной инструментальной музыке. В этой связи особый интерес представляет книга Васильева Ю.А. и Широкова А.С. «Рассказы о русских народных инструментах», которая вышла в 1976 году в издательстве «Советский композитор» и на сегодняшний день является библиографической редкостью. Авторы книги в живой и увлекательной форме рассказывают читателям о русских народных инструментах: гуслях и балалайке, колесной лире и ложках, трещотках и свистульках, жалейках и волынках. Отдельная глава книги посвящена самому популярному в России народному инструменту – баяну. Рассказывая об истории баяна, который является модернизированной гармоникой, авторы пишут: «Русский оружейник Сизов увидел гармонику на знаменитой Нижегородской ярмарке и, купив её за огромную по тем временам цену 35 рублей, привёз её в Тулу. Этот старинный город издавна славился своими мастерами. И вполне естественно, что именно в этом городе русских умельцев суждено было появиться музыкальному инструменту такой сложности. В Чулковой слободе были произведены на свет первые тульские гармоники и к 40-м годам XIX века появилась в Туле уже первая фабрика Тимофея Воронцова, которая выпускала 10 000 гармоник в год. Русские фольклористы с удивлением наблюдали за тем, как гармоника начала вытеснять рожки, свирели, балалайки и другие привычные музыкальные инструменты. Уже начали ценить в деревне не рожечника, как прежде, а гармониста. Вскоре в России начали делать гармоники во многих местностях. Название гармоники определялось местом, где её сделали. «Тульская», «бологойская», «саратовская», «сибирская», «касимовская», «череповецкая», «ливенская» и другие названия напоминают нам и сегодня о том, что в этих местах делались русские гармошки. Своим появлением баян обязан талантливому русскому мастеру Петру Стерлигову, который по задумке и заказу гармониста Якова Фёдоровича Орланского-Титаренко сделал инструмент с четырёхрядной клавиатурой собственной системы. Звучание его было превосходным. Орланский-Титаренко просто не выпускал его из рук, наслаждаясь прозрачным, чистым звуком. Технические возможности инструмента казались музыканту сказочными. Оба они, и мастер, и виртуоз, были довольны и назвали инструмент в честь легендарного русского музыканта и певца Бояна – «баяном». Было это в 1907 году. С той поры и существует на Руси баян – инструмент ныне настолько популярный, что нет нужды говорить о том, как он выглядит». Книга также даёт представление об оркестрах русских народных инструментах – музыкальных коллективах многочисленного и разнообразного состава, основу которых составляют домры, балалайки, гусли, гармоники, баяны, ложки и свирели. Главной целью мероприятия, в котором приняли участие 37 человек, является духовно-нравственное воспитание читателей, формирование интереса к культуре и народному искусству Российской Федерации, воспитание этнографической культуры, повышение уровня познавательной активности, воспитание эстетического вкуса, продвижение книги и чтения. |