Уважаемые читатели! Специалисты центральной библиотеки им.А.Фадеева представляют вашему вниманию литературно-фольклорный видео-микс «Богатырская Русь», созданный в рамках реализации проекта «ЭтноLIBRARY» - победителя Межрегионального конкурса проектных инициатив «ОтЛИЧНОЕ ДЕЛО-2021». Автором проекта является Сушкова Ю.В., директор МБУК «Библиотечная система Сорочинского городского округа». Видеоматериал подготовлен и озвучен Рыбиной О.Г., заведующим сектором «Юношество» центральной библиотеки им.А.Фадеева. Любит русский народ своих героев, складывает о них легенды да песни, сказки да былины, прославляющие силу и мужество богатырей, встающих на защиту земли-матушки. Былина – это фольклорная эпическая песня, основой сюжета которой является какое-либо героическое событие или эпизод русской истории. Само понятие «былина» произошло от слова «быль», а термин вошёл в обиход в 1839 году, когда русский учёный-фольклорист и этнограф И.П.Сахаров приступил к изучению русского эпоса и в своей книге «Сказания русского народа» представил эпические песни о подвигах русских богатырей. А вот самым первым собирателем былин считается Кирша Данилов (1703-1776), сказитель, мастер-молотобоец Невьянского завода Демидовых, расположенного близ г.Екатеринбурга. Кирша Данилов самолично составил рукописный сборник русских героических сказаний, записанных им в середине XVIII века на Урале, который включал 71 текст былин, исторических песен и скоморошин. В 1804 году 26 текстов из рукописи были впервые опубликованы русским литератором А.Ф.Якубовичем (1776-1842). Книга вышла под названием «Древние русские стихотворения» и имела повышенный интерес у прогрессивной читающей публики. Настоящий «былинный заповедник» открыл русский этнограф П.Н.Рыбников (1831-1885), который в 1859-1860 годах, находясь в Олонецкой губернии (Карелия), записал 165 текстов былин от 30 народных сказителей. А самое первое знакомство Павла Николаевича с исполнением былин началось во сне: однажды застигнутый в дороге непогодой Рыбников заночевал у костра и проснулся от звуков «живого, причудливого и весёлого» напева. Это его спутник – старик Леонтий – пел былину о Садке-купце, которую слушатель затем и записал с голоса певца. Из рассказа старика Леонтия Рыбников узнал и о других сказителях, проживающих в этих местах, с которыми в дальнейшем он познакомился лично. По воспоминаниям самого Павла Николаевича, очень часто его собеседники – народные сказители – воспринимали интерес к себе весьма подозрительно: однажды Рыбников так напугал предмет своих исследований, что тот пытался убежать в лес. В 1861 году была опубликована книга «Песни, собранные Н.П.Рыбниковым», успех которой был настолько ошеломительным, что многие любители древности заподозрили автора в подлоге. Дабы проверить подлинность напечатанных текстов русских былин, в 1871 году в Олонецкую губернию была снаряжена этнографическая экспедиция, руководителем которой был назначен Александр Фёдорович Гильфердинг (1831-1872) – член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, действительный статский советник (один из гражданских чинов дореволюционной России, давал право на потомственное дворянство). В течение двух месяцев А.Ф.Гильфердинг записал 328 былин от 70 сказителей, а сразу после приезда из экспедиции он написал подробный отчёт о прошедшей поездке, который в формате научной статьи «Олонецкая губерния и её народные рапсоды» был опубликован в журнале «Вестник Европы». Также Александр Фёдорович составил своеобразный собирательный устный портрет русского сказителя – это порядочный и исправный православный крестьянин, владеющий каким-либо ремеслом: сапожным, портняжным либо другим. Крестьяне-мастеровые говорили Гильфердингу о том, что занимаясь долгой монотонной работой, хочется петь «старины» (былины). Летом 1872 года для продолжения сбора материала Александр Фёдорович вторично отправился в Олонецкую губернию, где заболел тифом и умер… В 1873 году была издана книга А.Ф.Гильфердинга «Онежские былины», которая окончательно закрепила былины в качестве жанра русского эпоса, а также пробудила интерес к собиранию и серьёзному исследованию русского устного народного творчества. Много старинных легенд сложено русскими людьми и одна из них ведает о том, почему нельзя таить сказку. Оказывается, что каждая волшебная история, придуманная народом, имеет свой невидимый дух, который может жестоко наказать человека, если тот не захочет рассказать сказку, особенно если об этом просят дети. Уважаемые читатели! Говорите сказки вслух, рассказывайте их детям, читайте книги русской старины, которая по крупицам собрана нашими предками, переведена нам в наследство с надеждой на то, что и мы сохраним жемчуга, рубины и изумруды русского фольклора, которыми наполнена сокровищница народной культуры.
Многонациональное Оренбуржье. Богатырская Русь
|