Уважаемые читатели! МБУК «Библиотечная система Сорочинского городского округа» представляет вашему вниманию творческий портрет «Человечкина душа», созданный О.А.Покачаловой, библиотекарем Первокрасной библиотеки к 190-летию со дня рождения Николая Семёновича Лескова, русского писателя. А знаете ли выражение «долбица умножения»? Если вы не знакомы с творчеством русского писателя Николая Семёновича Лескова, то скорее всего – нет. Самым необычным писателем называют критики Лескова: его произведения пестрят малопонятными словами и незнакомыми выражениями, поскольку писатель очень много путешествовал по России, общался с огромным количеством людей, принадлежащих к самым разным сословиям, в том числе с мещанами, помещичьей прислугой, крестьянами, говорящими на простом народном языке. Наблюдательность Николая Лескова позволила ему использовать яркую красочную речь в своих произведениях: на таком вот пёстром языке «говорили» персонажи писателя. Однако данный литературный приём многие современники литератора считали неуместным, а критики вообще обвиняли писателя в том, что он портит родной язык. Открыто и восторженно отзывался о творчестве Лескова, пожалуй, только Фёдор Достоевский, признававшийся в том, что многое перенял у писателя, прежде всего по части прорисовки характеров героев. Лев Толстой, хоть и выступал с критикой Лескова, но всё же дал ему очень лестную характеристику, назвав «самым русским из всех русских писателей» и «писателем будущего». В 1872 году был напечатан роман Лескова «Соборяне», после чего биография писателя сделала крутой виток: прочитав данное произведение, императрица Мария Александровна занялась продвижением Николая Семёновича в чиновники государственного имущества. В 1874 году Николай Лесков был назначен на высокую должность в Министерство народного просвещения: в его обязанности входило рецензирование книг на предмет соответствия их библиотечным нормам. Наиболее известным и издаваемым произведением Николая Семёновича Лескова считается повесть «Левша», полное название которой звучит так: «Сказ о тульском косом Левше и стальной блохе» - именно по этой книге большинство читателей и знает русского писателя Лескова. Но общепризнанным шедевром писателя является повесть «Запечатлённый Ангел», написанная в 1872 году, которая, по словам самого автора, «нравилась и царю, и пономарю»: в конце XIX-начале XX века книга вошла в круг домашнего чтения многих русских семей. Лесков назвал свою повесть рождественским рассказом и был очень доволен тем, что именно после его «Запечатлённого Ангела» святочные рассказы в России «опять вошли в моду». Основная тема рассказа – отношение к русской иконной живописи: именно здесь главным действующим лицом становится икона. Кстати будет заметить, что Лесков всю жизнь изучал, очень хорошо знал и ценил русское иконописное искусство и сам писал иконы. Последнее созданное писателем произведение - повесть «Заячий ремиз», в которой критикуется политическая система России, – считается одним из самых загадочных и зашифрованных литературных шедевров… На протяжении пяти лет перед своей кончиной Н.Лесков очень тяжело болел и, говоря о своих похоронах, просил организовать их «самым скромным и дешёвым порядком» и никогда не ставить на могиле «никакого иного памятника, кроме обыкновенного, простого деревянного креста». Воля писателя была исполнена лишь частично: похоронили Николая Семёновича Лескова на Литераторских мостах Волковского кладбища Петербурга 7 марта 1895 года, воздвигнув на могиле чугунный крест и гранитный постамент… В XX веке русский поэт Игорь Северянин назвал Николая Лескова «прозёванным гением». Оценён ли гений Лескова в веке XXI? Откройте любую из книг писателя и дайте ответ на этот вопрос самостоятельно, но прочитав прежде вот такое высказывание писателя: «В России всё возможно, если хотят, и ничто не возможно, если не хотят. Хотят же теперь только то, в чём видят выгоду или необходимость»…
Это он восхищался деликатностью нищих,
Независимый, гневный, надпартийный, прямой.
Потому-то любое разукрасят жилище
Эти книги премудрости вечной самой. (И.Северянин, 1928 г.)
«Человечкина душа»: творческий портрет, посвящённый 190-летию со дня рождения Н.С.Лескова |