13 марта 2024 года специалисты центральной модельной библиотеки им.А.Фадеева посетили МБОУ «СОШ № 117 им.М.В.Стрельникова», где провели этнографический калейдоскоп «Какая ты, Масленица?», посвящённый празднованию Масленицы. Рыбина О.Г., заведующий сектором «Юношество» ЦБ им.А.Фадеева, рассказала ребятам о том, что первое упоминание о праздновании Масленицы относится к XVI веку: именно тогда появились описания русских традиций празднования этого события, оставленные западными путешественниками, посещавшими Великое княжество Московское. Как и любой старинный народный праздник, Масленица имеет свои порядки и традиции: вся масленая неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица – это первые три дня: понедельник, вторник, среда; Широкая Масленица – это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. На Узкую Масленицу в старину можно было работать, а с четверга все дела прекращались и начиналось празднование Масленицы, каждый день которой имел своё название. Вместе с библиотекарем ребятам отгадывали какому дню недели соответствуют названия «лакомка», «разгуляй», «золовкины посиделки», «встреча», «заигрыши», «тёщины вечёрки», «проводы», вспоминали пословицы и поговорки о Масленице, принимали участие в игре «Предсказания». Не все традиции празднования Масленицы дошли до наших дней, но одна из них – сжигание масленичного чучела – поддерживается и сегодня. Данный обычай издавна символизирует ежегодное обновление: вместе с чучелом наши предки жгли мусор, изношенную одежду, старые вещи, надеясь на счастливую сытую жизнь и избавление от прошлых печалей. Кстати, от силы костра зависело, когда придёт весна, а пепел развеивали по полям, чтобы будущий урожай был хорошим. Следуя старинной русской народной традиции, ребятам вместе с библиотекарем сожгли чучело Масленицы, после чего угостились пышными русскими блинами и горячим чаем. Главной целью мероприятия, участие в котором приняли 27 человек, является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование интереса к истории России, народным обрядам и обычаям, воспитание этнографической культуры, повышение уровня познавательной активности.
|