"ЕХАЛ ПУШКИН В ОРЕНБУРГ..."
Краткая история основания Сорочинской крепости
Сорочинск – один из городов западного Оренбуржья, административный, промышленный и культурный центр Сорочинского городского округа, город с тридцатитысячным населением. Его история началась осенью 1736 года, когда Оренбургской экспедицией под руководством Ивана Кирилловича Кирилова была заложена целая цепь укрепленных населенных пунктов по р. Самара, в том числе и линейная крепость Сорочинская. Крепость была военным форпостом обеспечения безопасности юго-восточных границ Российского государства. На самарской дистанции Сорочинская крепость строилась первой. Вначале она закладывалась у слияния Самары с притоком Сорочкой (откуда пошло ее название). Но из-за того, что выбранная местность во время половодья затоплялась, решено было продвинуться вверх по течению и развернуть строительство в том месте, где находится нынешний Сорочинск.
Первым атаманом крепости, в которой в 1773 году проживало 387 человек, был Алексей Соколов, тридцатитрехлетний есаул из яицких казаков. При нем на царской службе находились писарь Степан Фомичев, два сотника - Семен Чесноков и Иван Смирнов; пятидесятник Яков Арефьев (вестовой), двое хорунжих - Дмитрий Овчинников и Семен Загуменный, десять крепостных пушкарей. На государственном обеспечении значилось 94 казака, на собственном - 23. Коренных казаков было 77, иногородних - четыре, монастырских - 20, помещичьих - семь, из мещанских слобод - столько же. Живописное представление о крепости дает в своих дорожных записках посетивший ее академик П.С.Паллас, делая нас как бы свидетелями тех далеких времен: «Сорочинская изо всех на самарской линии самая знатная и больше населенная. Стоит она на высоком левом берегу реки Самары… стены обведены вокруг рвом и правильным валом с рогатками, на которых построены деревянные башни…Кроме многих хороших казацких домов, находятся изрядные комендантское и канцелярское строения, потому что была здесь главная команда Самарской линии». Крепость сослужила свою службу в защите окраинных российских рубежей от набегов степных кочевников. Со временем же, когда границы государства продвинулись на восток, надобность в ней отпала, и она была упразднена. Второй этап в истории Сорочинска связан с серединой XVIII века, когда вокруг него начали возникать поселения, заложенные переселенцами из центральных российских губерний, то есть те села, которые и поныне существуют в районе. Южно-уральские степи назывались тогда «диким полем», то есть были вольными, нетронутыми землями, которых не касалась соха земледельца. На них паслись стада сайгаков, косяки лошадей, куланов. По берегам рек и озер в камышах водились кабаны, выдры, а в пойменных лесах скрывались медведи. Огромное количество пернатой дичи населяло воды и сушу. Сюда-то и хлынули переселенцы из Тамбовской, Курской, Пензенской и Рязанской губерний. Так вокруг Сорочинска появились первые поселения: Николаевка, Голубовка, Алексеевка, еще позже Михайловка, Баклановка, Ивановка, Маховка и другие. Однако значение поселения возрастало и по другой причине. Занимая удобное географическое положение, Сорочинск к этому времени становится одним из опорных пунктов в торговле центра страны с государствами Азии. Проходящий через него тракт, проложенный вдоль крепостей купеческими караванами и идущий к городу Самаре и дальше на запад страны, получил название Московского. Через него на юг шли соль, рыба, мед и воск, хлеб и скот, пушнина, с юга - хлопчатобумажные и шелковые ткани, готовая одежда, бухарская мерлушка, сукно, золото, серебро.
Через 141 год после возникновения Сорочинской крепости она стала железнодорожной станцией. Движение поездов по построенной магистрали началось с января 1877 г. Среди первых пассажиров, проехавших по ней, был великий русский писатель Л.Н.Толстой. Все это способствовало еще большему развитию затерянного в степи села, заметно повысило тонус жизни в нем. Село Сорочинское с годами крепло, развивалось, расширялись его границы. 16 мая 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Сорочинску был присвоен статус города.